Что такое быть учителем? Ответ, казалось бы на этот простой вопрос не кажется однозначным. У многих в памяти перед глазами живой пример великих педагогов: Макаренко А.С., Ушинского К.Д., Сухомлинский В. А., Каменский Я.А.
Все из них, а также множество других продвинули вперед науку воспитания подрастающего поколения. Для многих они стали примером и определили дальнейший жизненный путь.
В большинстве развитых стран учитель профессия, уважаемая и, как правило, хорошо оплачиваемая. Так было и в нашей стране до распада СССР. Зарплата педагога позволяла жить не богато, но с достатком. Резко ситуация изменилась после 1991 г. Распад некогда огромной и мощной державы и последовавшие вслед за этим потрясения 90-х годов сделали профессию учителя малооплачиваемой, а отсюда и непристижной. И можно только лишь догадываться в каком трудном положении оказались они: все те ценности советского воспитания, на которых зиждилась советская система образования – коллективизм, толерантность, прославление человека труда вмиг оказались не нужными и устаревшими. В моду вошли дорогие «тачки», «качки», деньги и старательно культивировавшийся образ западного мышления преобладание личных интересов над общественными. Страна, смеясь расставалась с коммунистическим прошлым.
На фоне хронических задержек заработных плат многие из них были вынуждены уйти в другие сферы деятельности.
В современной России Правительство, осознавая всю важность и нужность этой профессии наконец-то повысило зарплаты педагогам.
Прежде всего следует сказать, что на педагога, как и на любую другую профессию следует идти учиться. Для этого в нашей стране существуют многочисленные педагогические вузы и колледжи. Выбор специализаций предлагается огромнейший: от нелюбимыми большинством математики и физики и, заканчивая гуманитарными — историей, биологией и иже с ними. Абитуриент в силу своих способностей и склонностей к тому или иному предмету выбирает факультет и специализацию обучения.
Отсидев 5 лет (сейчас 4 года) за институтской скамьей, пройдя школьную практику, выпускники задумываются о месте дальнейшей работы и те, кто решает связать свою судьбу со школой открывают для себя иной мир. Как правило, романтика быстро проходит, уступая место осознанию того, что эта профессия тяжелый труд, несущий в себе большую моральную и эмоциональную нагрузку. Поясним для непосвящённых. Это большая эмоциональная нагрузка связана с тем, что зачастую педагогу приходиться вести несколько классов, в которых обучаются разные дети. Но как известно, все дети разные и классы тоже. Существуют сильные классы, бывают и слабые. Отсюда и нагрузка: педагогу ведь не просто надо «пробубнить» свой предмет, как на лекциях в высшем учебном заведении, его задача заинтересовать детей, пробудить в них стремление к саморазвитию. Для этого совершенно необходимо установление комфортного психологического климата между педагогом и детьми.
Но существуют целый ряд проблем, который может помешать этому: большая наполняемость классов, отсутствие контакта педагога с неформальным лидерами класса, необходимость ведения «кучи» бумажной документации. Не зря одной из профессиональных проблем учителя считается эмоциональное выгорание и ларингит. Прибавим сюда необходимость подготовки к урокам дома, заполнение электронных журналов, подготовку к родительским собраниям получается весьма немалый букет. Наверняка что-то упущено из виду, но и перечисленного хватит, чтобы дать понять – профессия педагога далеко не самая простая.
В работе учителя существует и множество положительных моментов:
1) особая миссия в воспитании подрастающего поколения (сей факт может являться немаловажным подспорьем в осознании учителем нужности профессии);
2) Общение с подрастающим поколением. Учителю всегда надо знать, чем живут его ученики и это учитывать при подготовке к урокам. При хорошем контакте учитель – класс в ответ учитель получает множество положительной энергии.
3) Развитие коммуникативных навыков учителя.
4) Постоянная умственная работа. Педагогика – наука переменчивая, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать современные требования стандартов образования, знать и применять в своей работе приемы классической школы педагогики, уметь использовать мультимедийные и электронные средства обучения.
5) Школы учреждения государственные, а значит, заработную плату там будут платить всегда даже в условиях самых глубоких и длительных кризисов. Не случайно в 2008 при объявлениях при приеме на работу школы писали: «Принимаем только людей с опытом и педагогическим образованием. Мы, конечно, понимаем, что в условиях кризиса многие ищут работу, но просим с пониманием отнестись к нашим требованиям»
Подводя итог, хочется сказать, что профессия учителя сложная, требующая полной самоотдачи. В школу должны идти те, кто полностью осознает и примет всю ответственность, которую предъявляет современное общество и министерство образования. При всем при этом можно и нужно уметь получать из работы положительные эмоции. К примеру, сколько радости доставит детям конкурсы: «Школьный силач» или «Коммунарские сборы», которые много лет подряд проводятся в гимназии № 1 г. Челябинска. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы в него вовлекались дети разных способностей и возрастов. Тогда и школьная жизнь будет проходить ярко.